- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Скульптура Древней Греции является основным сохранившимся видом изобразительного древнегреческого искусства, поскольку, за исключением расписной керамики, почти не сохранилось древнегреческой живописи. Современная наука выделяет три основных этапа в монументальной скульптуре из бронзы и камня: архаический (примерно с 650 по 480 год до н.э.), классический (480-323) и эллинистический. Во все периоды существовало огромное количество греческих терракотовых статуэток и небольших скульптур из металла и других материалов.
Греки очень рано решили, что человеческая форма является
наиболее важным предметом для художественных усилий. Видя, что их боги имеют
человеческий облик, в искусстве было мало различий между священным и светским —
человеческое тело было и светским, и священным. У обнаженного мужчины Аполлона
или Геракла были лишь незначительные различия.
И мрамор, и бронза просты в обработке и очень долговечны;
как и в большинстве древних культур, несомненно, существовали также традиции
скульптуры из дерева, о которых мы знаем очень мало, кроме акролитических
скульптур, обычно больших, с головой и открытыми частями тела из мрамора, но
частями одежды из дерева. Поскольку бронза всегда имела значительную стоимость,
сохранилось очень мало оригинальных изделий из бронзы, хотя в последние годы
морская археология или траловый промысел добавили несколько впечатляющих
находок, таких как бронза Артемисиона и Риаче, которые значительно расширили
современное понимание. Многие копии римского периода представляют собой
мраморные версии произведений, первоначально выполненных из бронзы. Обычный
известняк использовался в архаический период, но впоследствии, за исключением
районов современной Италии, где не было местного мрамора, только для
архитектурной скульптуры и украшения.
В хризелефантовых скульптурах, используемых для храмовых
культовых изображений и предметов роскоши, использовалось золото, чаще всего в
форме листьев и слоновой кости для всех или частей (лица и рук) фигуры, и драгоценные
камни и другие материалы, но они были гораздо менее распространены, и до наших
дней сохранились только фрагменты.
Как с керамикой, греки не производим скульптуры просто
для художественного отображения. Статуи были заказаны либо аристократами, либо
государством и использовались для общественных мемориалов, в качестве
подношений храмам, оракулам и святилищам (о чем часто свидетельствуют надписи
на статуях), или в качестве надгробий. Не все статуи архаического периода были
предназначены для изображения конкретных людей. Это были изображения идеала —
красоты, благочестия, чести или самопожертвования. Это всегда были изображения
молодых мужчин в возрасте от подросткового до ранней зрелости, даже когда их
помещали на могилы (предположительно) пожилых граждан. Различия в социальном
статусе человека, заказавшего статую, указывались размером, а не
художественными новшествами.
Классическая
В классический период произошла революция греческой
скульптуры, которую историки иногда связывают с массовой культурой, окружающей
введение демократии, и концом аристократической культуры, связанной с куроями.
В классический период произошли изменения в стиле и функциях скульптуры, наряду
с резким повышением технического мастерства греческих скульпторов в изображении
реалистичных человеческих форм. Позы также стали более натуралистичными,
особенно в начале периода. Это воплощено в таких произведениях, как Мальчик
Критий (480 г. до н.э.), выполненный с самым ранним известным использованием
контраппосто ("противопоставление") и Дельфийский возничий (474 г. до
н.э.), который демонстрирует переход к более натуралистичной скульптуре.
Примерно с 500 г. до н.э. греческие статуи стали все чаще изображать реальных
людей, в отличие от расплывчатых интерпретаций мифов или полностью вымышленных
обетных статуй, хотя стиль, в котором они были представлены, еще не превратился
в реалистичную форму портретной живописи. Статуи Гармодия и Аристогейтона,
установленные в Афинах, знаменуют свержение аристократической тирании и, как
говорят, являются первыми общественными памятниками, изображающими реальных
людей.
В классический период также увеличилось использование
статуй и изваяний в качестве украшений зданий. Характерные храмы классической
эпохи, такие как Парфенон в Афинах и Храм Зевса в Олимпии, использовали
рельефную скульптуру для декоративных фризов и круглую скульптуру для
заполнения треугольных полей фронтонов. Сложная эстетическая и техническая
задача во многом стимулировала скульптурные инновации. Большинство этих
произведений сохранилось лишь фрагментами, например, мрамор Парфенона, примерно
половина из которых находится в Британском музее.
Погребальная скульптура эволюционировала в течение этого
периода от жестких и безличных курос архаического периода до сугубо личных
семейных групп классического периода. Эти памятники обычно встречаются в
пригородах Афин, которые в древние времена были кладбищами на окраине города.
Хотя некоторые из них изображают "идеальные" типы — скорбящую мать,
послушного сына — они все чаще изображали реальных людей, обычно изображая
усопшего, с достоинством прощающегося со своей семьей. Это заметное повышение
уровня эмоций по сравнению с архаической и геометрической эпохами.
Еще одним заметным изменением является рост
художественного авторитета скульптуры. Вся информация, известная о скульптуре
архаического и геометрического периодов, сосредоточена на самих работах и
редко, если вообще когда-либо, на скульпторах. Примеры включают Фидия, который,
как известно, руководил проектированием и строительством Парфенона, и
Праксителя, чьи скульптуры обнаженных женщин первыми были признаны
художественно респектабельными. "Афродита Книдосская" Праксителя,
сохранившаяся в копиях, часто упоминалась и восхвалялась Плинием Старшим.
Говорят, что Лисистрат был первым, кто использовал
гипсовые формы, взятые у живых людей, для изготовления восковых портретов, а
также разработал технику литья из существующих статуй. Он происходил из семьи
скульпторов, и его брат, Лисиппос из Сикиона, за свою карьеру создал полторы
тысячи статуй.
Эллинистическая
Переход от классического периода к эллинистическому
произошел в 4 веке до нашей эры. Греческое искусство становилось все более
разнообразным под влиянием культур народов, втянутых в греческую орбиту,
завоеваниями Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.). По мнению некоторых
историков искусства, это описывается как снижение качества и оригинальности;
однако люди того времени, возможно, не разделяли это мнение. Многие скульптуры,
ранее считавшиеся классическими шедеврами, теперь известны как относящиеся к
эпохе эллинизма. Технические способности эллинистических скульпторов наглядно
проявляются в таких крупных произведениях, как Крылатая победа Самофракии и
Пергамский алтарь. Новые центры греческой культуры, особенно в скульптуре,
возникли в Александрии, Антиохии, Пергаме и других городах. Ко 2 веку до нашей
эры растущая мощь Рима также впитала в себя большую часть греческих традиций, а
также все большую долю его продукции.
После завоеваний Александра Македонского греческая культура распространилась до Индии, как показали раскопки Ай-Ханума в восточном Афганистане, и цивилизации греко-бактрийцев и индогреков. Греко-буддийское искусство представляло собой синкретизм между греческим искусством и визуальным выражением буддизма. Открытия, сделанные с конца 19 века вокруг (ныне затопленного) древнеегипетского города Гераклея, включают изображение Исиды, относящееся к 4 веку до нашей эры. Изображение необычайно чувственное для изображений египетской богини, а также нехарактерно детализированное и женственное, что отражает сочетание египетских и эллинистических форм примерно во времена завоевания Египта Александром Македонским.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии