Цифровой иллюстратор GARY SANCHEZ

Скульптура древней греции

Скульптура Древней Греции является основным сохранившимся видом изобразительного древнегреческого искусства, поскольку, за исключением расписной  керамики, почти не сохранилось древнегреческой живописи. Современная наука выделяет три основных этапа в монументальной скульптуре из бронзы и камня: архаический (примерно с 650 по 480 год до н.э.), классический (480-323) и эллинистический. Во все периоды существовало огромное количество греческих терракотовых статуэток и небольших скульптур из металла и других материалов.

Греки очень рано решили, что человеческая форма является наиболее важным предметом для художественных усилий. Видя, что их боги имеют человеческий облик, в искусстве было мало различий между священным и светским — человеческое тело было и светским, и священным. У обнаженного мужчины Аполлона или Геракла были лишь незначительные различия.

И мрамор, и бронза просты в обработке и очень долговечны; как и в большинстве древних культур, несомненно, существовали также традиции скульптуры из дерева, о которых мы знаем очень мало, кроме акролитических скульптур, обычно больших, с головой и открытыми частями тела из мрамора, но частями одежды из дерева. Поскольку бронза всегда имела значительную стоимость, сохранилось очень мало оригинальных изделий из бронзы, хотя в последние годы морская археология или траловый промысел добавили несколько впечатляющих находок, таких как бронза Артемисиона и Риаче, которые значительно расширили современное понимание. Многие копии римского периода представляют собой мраморные версии произведений, первоначально выполненных из бронзы. Обычный известняк использовался в архаический период, но впоследствии, за исключением районов современной Италии, где не было местного мрамора, только для архитектурной скульптуры и украшения.

В хризелефантовых скульптурах, используемых для храмовых культовых изображений и предметов роскоши, использовалось золото, чаще всего в форме листьев и слоновой кости для всех или частей (лица и рук) фигуры, и драгоценные камни и другие материалы, но они были гораздо менее распространены, и до наших дней сохранились только фрагменты.

Как с керамикой, греки не производим скульптуры просто для художественного отображения. Статуи были заказаны либо аристократами, либо государством и использовались для общественных мемориалов, в качестве подношений храмам, оракулам и святилищам (о чем часто свидетельствуют надписи на статуях), или в качестве надгробий. Не все статуи архаического периода были предназначены для изображения конкретных людей. Это были изображения идеала — красоты, благочестия, чести или самопожертвования. Это всегда были изображения молодых мужчин в возрасте от подросткового до ранней зрелости, даже когда их помещали на могилы (предположительно) пожилых граждан. Различия в социальном статусе человека, заказавшего статую, указывались размером, а не художественными новшествами.

Классическая

В классический период произошла революция греческой скульптуры, которую историки иногда связывают с массовой культурой, окружающей введение демократии, и концом аристократической культуры, связанной с куроями. В классический период произошли изменения в стиле и функциях скульптуры, наряду с резким повышением технического мастерства греческих скульпторов в изображении реалистичных человеческих форм. Позы также стали более натуралистичными, особенно в начале периода. Это воплощено в таких произведениях, как Мальчик Критий (480 г. до н.э.), выполненный с самым ранним известным использованием контраппосто ("противопоставление") и Дельфийский возничий (474 г. до н.э.), который демонстрирует переход к более натуралистичной скульптуре. Примерно с 500 г. до н.э. греческие статуи стали все чаще изображать реальных людей, в отличие от расплывчатых интерпретаций мифов или полностью вымышленных обетных статуй, хотя стиль, в котором они были представлены, еще не превратился в реалистичную форму портретной живописи. Статуи Гармодия и Аристогейтона, установленные в Афинах, знаменуют свержение аристократической тирании и, как говорят, являются первыми общественными памятниками, изображающими реальных людей.

В классический период также увеличилось использование статуй и изваяний в качестве украшений зданий. Характерные храмы классической эпохи, такие как Парфенон в Афинах и Храм Зевса в Олимпии, использовали рельефную скульптуру для декоративных фризов и круглую скульптуру для заполнения треугольных полей фронтонов. Сложная эстетическая и техническая задача во многом стимулировала скульптурные инновации. Большинство этих произведений сохранилось лишь фрагментами, например, мрамор Парфенона, примерно половина из которых находится в Британском музее.

Погребальная скульптура эволюционировала в течение этого периода от жестких и безличных курос архаического периода до сугубо личных семейных групп классического периода. Эти памятники обычно встречаются в пригородах Афин, которые в древние времена были кладбищами на окраине города. Хотя некоторые из них изображают "идеальные" типы — скорбящую мать, послушного сына — они все чаще изображали реальных людей, обычно изображая усопшего, с достоинством прощающегося со своей семьей. Это заметное повышение уровня эмоций по сравнению с архаической и геометрической эпохами.

Еще одним заметным изменением является рост художественного авторитета скульптуры. Вся информация, известная о скульптуре архаического и геометрического периодов, сосредоточена на самих работах и редко, если вообще когда-либо, на скульпторах. Примеры включают Фидия, который, как известно, руководил проектированием и строительством Парфенона, и Праксителя, чьи скульптуры обнаженных женщин первыми были признаны художественно респектабельными. "Афродита Книдосская" Праксителя, сохранившаяся в копиях, часто упоминалась и восхвалялась Плинием Старшим.

Говорят, что Лисистрат был первым, кто использовал гипсовые формы, взятые у живых людей, для изготовления восковых портретов, а также разработал технику литья из существующих статуй. Он происходил из семьи скульпторов, и его брат, Лисиппос из Сикиона, за свою карьеру создал полторы тысячи статуй.

Эллинистическая

Переход от классического периода к эллинистическому произошел в 4 веке до нашей эры. Греческое искусство становилось все более разнообразным под влиянием культур народов, втянутых в греческую орбиту, завоеваниями Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.). По мнению некоторых историков искусства, это описывается как снижение качества и оригинальности; однако люди того времени, возможно, не разделяли это мнение. Многие скульптуры, ранее считавшиеся классическими шедеврами, теперь известны как относящиеся к эпохе эллинизма. Технические способности эллинистических скульпторов наглядно проявляются в таких крупных произведениях, как Крылатая победа Самофракии и Пергамский алтарь. Новые центры греческой культуры, особенно в скульптуре, возникли в Александрии, Антиохии, Пергаме и других городах. Ко 2 веку до нашей эры растущая мощь Рима также впитала в себя большую часть греческих традиций, а также все большую долю его продукции.

После завоеваний Александра Македонского греческая культура распространилась до Индии, как показали раскопки Ай-Ханума в восточном Афганистане, и цивилизации греко-бактрийцев и индогреков. Греко-буддийское искусство представляло собой синкретизм между греческим искусством и визуальным выражением буддизма. Открытия, сделанные с конца 19 века вокруг (ныне затопленного) древнеегипетского города Гераклея, включают изображение Исиды, относящееся к 4 веку до нашей эры. Изображение необычайно чувственное для изображений египетской богини, а также нехарактерно детализированное и женственное, что отражает сочетание египетских и эллинистических форм примерно во времена завоевания Египта Александром Македонским.

Комментарии