Бумажные скульптуры канадского художника Келвина Николса (Calvin Nicholls)

Классицизм — это один из самых известных стилей и эпох в искусстве и в живописи XVII-XIX веков

Когда классицизм используется для обозначения эстетического отношения, он вызывает те характеристики, которые обычно ассоциируются с искусством античности—гармонию, ясность, сдержанность, универсальность и идеализм. Из-за высокого отношения к древнему искусству термин “классика” иногда используется для обозначения того, что данный образец является лучшим в своем роде (например, классический пример виллы). В более широком смысле термин” классика " также иногда используется для обозначения стадии развития, которую некоторые историки и эстетики определили как регулярную особенность того, что они рассматривали как циклическое развитие всех стилей. В таких схемах классическая фаза - это момент, когда стиль достигает своего наиболее полного и гармоничного выражения; обычно считается, что эта фаза следует за примитивной или менее полностью реализованной фазой и предшествует “манерной”, “барочной” или “декадентской” фазе, в которой стиль теряет свою первоначальную силу и иногда бессмысленно развивается. Фазы истории западного искусства, намеренно имитирующие непосредственно античный пример, обычно называют неоклассическими.

Классицизм.«Милосердие Сципиона Африканского». Помпео Батони. 1772 г

В западной традиции периоды классицизма разделяют почтение к моделям античности, но они могут широко варьироваться в своей интерпретации и применении этих моделей в зависимости от периода и жанра (например, живопись, архитектура, литература и музыка). В изобразительном искусстве, помимо общих качеств, связанных с эстетическим отношением классицизма, художники-классицисты склонны отдавать предпочтение несколько более специфическим качествам; к ним относятся линия над цветом, прямые линии над кривыми, фронтальность и замкнутые композиции над диагональными композициями в глубоком пространстве, а также общее над частным. Тем не менее, всякий раз, когда художники ссылались на античность, они несли с собой проблемы и идеалы своего времени, по-разному интерпретируя то, что могла предложить античность. Классицизм исторически рассматривался как одна из множества полярных противоположностей. Эти полярности могут обозначать эстетические или критические оппозиции (классика против романтизма, классика против Авангарда), или они могут указывать на исторические оппозиции (далее первый член каждой пары считается воплощением эстетических характеристик классицизма: Ренессанс против Готики, высокий Ренессанс против Маньеризма и Пуссинизм против Рубенизма).

Адольф фон Менцель «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси»

В изобразительном искусстве классицизм эпохи Возрождения воплощен в "Давиде" Микеланджело (1501-04; Академия, Флоренция), в "портрете Бальдассаре Кастильоне" Рафаэля (1516; Лувр, Париж) и в "Палаццо Каприни" Донато Браманте (около 1510; Рим; разрушен).

К середине XVIII века классицизм подвергся нападкам с двух сторон. Авторитетное уравнение классицизма и красоты было поставлено под сомнение стремлением к возвышенному, так что романтические фантазии, наводящие на размышления аллюзии и причудливые изобретения стали цениться выше, чем классицистическая ясность и достоинство. Точно так же общепризнанное превосходство римской античности оспаривалось сторонниками Греции. Историк античного искусства Иоганн Винкельман, например, видел в греческой скульптуре "благородную простоту и тихое величие" и призывал художников подражать природе, подражая грекам, ибо только они открыли величие человека—классическое учение, переведенное из Рима в Грецию. В скульптуре этой программе особенно следовал Антонио Канова. С другой стороны, в живописи Жак-Луи Давид восстановил формальные стандарты Рафаэля и Августовского Рима и превратил классицизм в инструмент, служивший новым увещевательным и хвалебным сюжетам, которые должны были исполнять художники (например, Клятва Горация [1784; Лувр]). 

Джованни Баттиста Тьеполо Пир Клеопатры

Сдержанность, величие и простота наряду с точным изображением и тесным сочетанием ясной формы и благородного содержания продолжали составлять классицизм во многих работах таких поздних художников, как Пабло Пикассо, Аристид Майоль и Генри Мур.


Aristide Maillol Аристид Майоль "Очарованный сад..."

Комментарии