- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Жан-Оноре Фрагонар 5 апреля 1732 22 августа 1806 французский художник и гравёр, чей поздний стиль рококо отличался удивительной лёгкостью, пышностью и гедонизмом.
Один из самых плодовитых художников, работавших в последние десятилетия Старого порядка, Фрагонар создал более 550 картин (не считая рисунков и офортов), из которых только пять датированы. Среди его самых популярных работ жанровые картины,
передающие атмосферу интимности и завуалированного эротизма. Жан-Оноре Фрагонар
родился в Грассе, Приморские Альпы, Франция, и был единственным ребёнком
Франсуа Фрагонара, перчаточника, и Франсуазы Пети.В 1738 году семья переехала в
Париж. Юный Фрагонар проявлял склонность к искусству, что заметил Франсуа Буше,
который порекомендовал его в мастерскую Шардена. Фрагонар некоторое время
учился у Шардена, а затем, примерно в 1749 году, вернулся к Буше, чей стиль он
вскоре перенял настолько, что мастер доверил ему создание копий своих картин.
Хотя Фрагонар ещё не был студентом Академии, в 1752 году
он получил Римскую премию за картину «Иеровоам, приносящий жертву идолам», но
прежде чем отправиться в Рим, он ещё три года учился у Шарля-Андре ван Лоо. В
год, предшествовавший его отъезду, он написал картину «Христос, омовение ног
апостолов», которая сейчас находится в Грассском соборе. В декабре 1756 года он
поселился во Французской академии в Риме, которой в то время руководил
Шарль-Жозеф Натуар. Во время пребывания в Риме Фрагонар подружился с художником
Юбером Робером. В 1760 году они вместе путешествовали по Италии и делали
многочисленные зарисовки местных пейзажей. Именно в этих романтических садах с
их фонтанами, гротами, храмами и террасами Фрагонар обрёл вдохновение, которое
впоследствии воплотил в своём искусстве. Он также научился восхищаться
мастерами голландской и фламандской школ (Рубенсом, Халсом, Рембрандтом,
Рейсдалом), подражая их свободным и энергичным мазкам. Кроме того, на него
произвела глубокое впечатление витиеватая роскошь Джованни Баттисты Тьеполо,
чьи работы он имел возможность изучить в Венеции перед возвращением в Париж в
1761 году.
В 1765 году его картина «Корез жертвует собой ради
спасения Каллирои» обеспечила ему приём в Академию. Картина стала предметом
напыщенной (хотя и не совсем серьёзной) хвалебной речи Дени Дидро и была
куплена королём, который распорядился воспроизвести её на фабрике Гобеленов. До
этого времени Фрагонар колебался между религиозными, классическими и другими
сюжетами, но он не стремился стать историческим живописцем и с трудом выполнял
официальные заказы. Как следствие, он писал в основном для частных заказчиков
или для себя. Спрос богатых покровителей искусства любящего удовольствия и
распущенного двора Людовика XV определенно обратил его к тем сценам любви и
сладострастия, которые становятся приемлемыми только благодаря нежной красоте
его красок и виртуозности его легкой манеры письма; к таким работам относятся
"Блеф слепого" (Ле коллен майяр),[ "Ле Верру"
("Болт"), La Culbute (Падение), La Chemise enlevée (Приподнятая
сорочка) и L'escarpolette (Качели, коллекция Уоллеса), а также его украшения
для апартаментов мадам дю Барри и танцовщицы Мадлен Гимар.Ранняя гравюра
Жана-Оноре Фрагонара под названием "Итальянская шомьера"
Холодный приём этих амбициозных работ побудил Фрагонара
отказаться от стиля рококо и начать экспериментировать с неоклассицизмом. 17
июня 1769 года он женился на Мари-Анн Жерар (1745–1823), которая сама писала
миниатюры, и у них родилась дочь Розалия Фрагонар (1769–1788), которая стала
одной из его любимых натурщиц. В октябре 1773 года он снова отправился в Италию
вместе с Пьером-Жаком Онезимом Бержере де Гранкуром и его сыном Пьером-Жаком
Бержере де Гранкуром. В сентябре 1774 года он вернулся через Вену, Прагу,
Дрезден, Франкфурт и Страсбург. В Париже Маргарита Жерар, 14-летняя сестра его
жены, стала его ученицей и помощницей в 1778 году. В 1780 году у него родился
сын, Александр-Эварист Фрагонар (1780–1850), который впоследствии стал
талантливым художником и скульптором.Французская революция лишила Фрагонара его
покровителей: их либо казнили на гильотине, либо сослали. Заброшенный художник
счёл благоразумным покинуть Париж в 1790 году и нашёл убежище в доме своего
кузена Александра Мобера в Грассе, который он украсил серией декоративных
панно, известных как «Развитие любви в сердце юной девушки», изначально
написанных для замка дю Барри. «Качели» (фр. L'escarpolette), 1767, Коллекция
Уоллеса, Лондон.
На протяжении полувека или даже больше Фрагонар был настолько забыт, что в книге по истории искусства Вильгельма Любке 1873 года его имя даже не упоминается.Более поздние переоценки вернули ему место среди величайших мастеров французской живописи. Влияние его подхода к использованию локальных цветов и выразительных, уверенных мазков на импрессионистов (особенно на его внучатую племянницу Берту Моризо и Ренуара) неоспоримо. Картины Фрагонара, как и картины Франсуа Буше, словно подводят итог целой эпохе.
Одной из самых известных картин Фрагонара является
«Качели», также известная как «Счастливые случайности на качелях»
(первоначальное название), картина, написанная маслом из коллекции Уоллеса в
Лондоне. Она считается одним из шедевров эпохи рококо и самой известной работой
Фрагонара.
источник https://gallerix.ru/storeroom
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии