Бумажные скульптуры канадского художника Келвина Николса (Calvin Nicholls)

Большое Соленое озеро в штате Юта разделено на голубой и красный водоемы

Большое Соленое озеро, мерцающее пространство в штате Юта, обладает удивительной особенностью. Гигантская железнодорожная дамба пересекает его центр, создавая два отдельных водоема с совершенно разными характеристиками. С одной стороны манит яркий синий цвет, в то время как другая может похвастаться таинственным красным оттенком.


Виновником этого водного разделения является Lucin Cutoff, 102-мильная железнодорожная ветка, построенная в начале 1900-х годов. До появления дамбы поезда ходили по горам Промонтори, что значительно увеличивало расстояние и время в пути. Однако за короткий путь пришлось заплатить. Первоначально это был деревянный эстакадный мост, дамба препятствовала естественному течению воды в озере. В 1950-х годах его заменили сплошной каменной дамбой, что еще больше ограничило водообмен и привело к образованию двух отдельных рукавов – северного и южного.

Южный рукав, омываемый ярко-синим цветом, постоянно получает пресную воду из трех крупных рек: Беар, Вебер и Иордан. Это снижает содержание соли, делая ее гораздо менее концентрированной, чем океанская вода.




Северный рукав, с другой стороны, рассказывает другую историю. Отрезанное от притока пресной воды, оно превратилось в гиперсоленый рай – почти в десять раз более соленый, чем океан! В этой экстремальной среде процветают уникальные солелюбивые организмы, такие как морские креветки, морские мухи, нематоды и несколько форм водорослей. Эти крошечные существа ответственны за поразительный красный цвет северного рукава, захватывающий дух контраст с его южным аналогом.

С другой стороны, водно-болотные угодья вдоль восточного и северного краев Большого Соленого озера обеспечивают важнейшую среду обитания для миллионов перелетных куролов и водоплавающих птиц на западе Северной Америки. На эти территории приходится примерно 75% водно-болотных угодий Юты.

Перекрытие Люсина, несомненно, произвело революцию в железнодорожном транспорте, но его влияние на экосистему Большого Соленого озера нельзя игнорировать. Предпринимаются усилия по смягчению последствий строительства дамбы. В 2016 году под недавно построенным мостом была образована брешь, позволяющая обеспечить некоторый водообмен и, надеюсь, восстановить более естественный баланс в этом очаровательном разделенном озере.

Комментарии